Вопросы по торможению

Любые вопросы от новичков
Ответить
Аватара пользователя
Sylver

Серебрянная задница Адский отжиг
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03
Награды: 3
Репутация: 2199

#1 Вопросы по торможению

Сообщение Sylver »

maxys146 писал(а):Начитавшись последних постов про экстренное торможение на мотоцикле решил высказать пару своих мыслей по этому поводу. К сожалению очень много разных мнений, практически у каждого человека техника торможения своя. Кто-то говорит что тормозить надо двигателем, кто-то говорит что только передним тормозом и так далее. Сейчас я попробую привести свои мысли в порядок и оформить их во что-то читаемое;)



Коммент к видео в конце поста;)



Сейчас мы будем говорить экстренное торможение на прямой. Именно ЭКСТРЕННОЕ и именно на ПРЯМОЙ, когда мотоцикл расположен строго вертикально а под колесами более-менее приличный асфальт. Маневрирование и торможение в поворотах это отдельная тема, поэтому мы ее пока не рассматриваем, возможно в дальнейшем я и напишу про это если кому-то будет интересно.

Итак наша задача максимально эффективно остановиться без ущерба здоровью, любыми приемлимыми способами.

Для начала развеем несколько мифов и откажемся от стереотипов.

1. «Я вижу что не успеваю оттормозиться и ложу мотоцикл.» — самая бредовая отговорка пилота который не справился с управлением и просто напросто упал. Железо и пластик скользят по асфальту намного лучше резины и мотоцикл на боку летит как по льду. Вывод — мотоцикл «ложить» нельзя ни в коем случае, упал — улетел еще дальше.

2. «Передний тормоз главный, так везде пишут, пользуюсь только им.» Очередное заблуждение. Передний тормоз главный, но не единственный. Наверное инженеры проектирующие мотоциклы не дураки и не станут просто так от балды ставить на мот задний тормоз. Задний тормоз малоэффективен при экстренном торможении именно как тормоз, он играет немного другую роль о которой мы поговорим позже.

3. «Тормозить двигателем эффективнее чем задним тормозом.» Тоже заблуждение. Вот в этом пункте обычно начинаются холивары и крики что «ты просто не умеешь тормозить двигателем!!!» Давайте разберемся. Что такое по сути свое торможение? Это создание сопротивления вращению колеса. Если это сопротивление превышает силу сцепления колеса с дорогой, то колесо блокируется, то есть идет юзом. Если сопротивление мало то торможение неэффективно. Значит надо найти ту грань при которой мы создадим максимальное сопротивление вращению колеса не потеряв при этом сцепления с дорогой. Максимальный эффект торможения достигается при работе тормозом на грани срыва колеса. Двигателем это сделать попросту невозможно. Во-первых: сопротивление двигателя неравномерно и никак не контролируется нами. Например на одной передаче при уменьшении скорости сопротивление двигателя уменьшается, а при уменьшении скорости до холостого хода двигатель напротив будет пытаться разогнать мотоцикл. Во вторых: Если все-же отщелкивать передачи вниз со сцеплением то в моменты выжима сцепления мы полностью теряем сопротивление вращению колеса. Так-же при переключении получаем ступенчатое торможение. То есть отщелкиваем 6 передач, получаем 6 рывков в торможении каждый из которых далек от торможения на гране срыва. Добиться равномерного и эффективного торможения можно только тормозом. Проведите простой эксперимент. На площадке разгонитесь например до 40км/ч и попробуйте оттормозиться ТОЛЬКО двигателем. И сделайте то-же самое ТОЛЬКО тормозом. Заодно убедитесь что блокировка заднего колеса на прямой совершенно не страшна))

Немного теории. Всем известно что чем лучше сцепление с асфальтом тем эффективнее можно тормозить. А так-же что наиболее эффективный тормоз это передний. Значит прежде чем начать торможение надо попытаться улучшить сцепление его с дорогой. Причем делать это надо до начала торможения передним тормозом, в противном случае из-за слабого сцепления переднего колеса с дорогой мы рискуем сорвать его в юз. Это можно сделать только увеличив давление шины на асфальт. На мотоцикле это значит перенести вес на переднюю часть мотоцикла. Можно конечно попросить кого-то сесть на бак, но боюсь на ходу сделать это будет проблематично:) Значит единственный способ этого добиться это создание отрицательного ускорения, то есть торможения. Тогда центр тяжести системы мотоцикл-пилот смещается немного вперед, тем самым сжимая переднюю вилку и увеличивая давление покрышки на асфальт.

Однако мы говорили что создать это давление надо перед торможением передним тормозом. Есть 3 способа этого добиться.

1. Сбросить газ, так называемое торможение двигателем. Однако он не всегда подходит. Например если тормозить понадобилось тогда когда мы только что переключились на повышенную передачу. А на низких оборотах торможение двигателем неэффективно. Сбрасывать передачу вниз? Теряем драгоценное время.

2. Плавно начать тормозить передним тормозом. Неплохой вариант, но грозит тем что экстренном торможении можно запросто сорвать переднее колесо еще в самом начале торможения.

3. Задний тормоз. Ну вот наконец и главный помощник в этом деле. Задача заднего тормоза при экстренном торможение это вовсе не торможение как таковое, в этом плане он малоэффективен. А вот его тормозного усилия вполне достаточно чтобы придать мотоциклу отрицательное ускорение и тем самым загрузить переднюю вилку увеличив сцепление переднего колеса с асфальтом.

После того как мы загрузили передок можно уже приступать непосредственно к торможения передним тормозом. Резко давить на него не надо, это опять-же приведет к блоку колеса или стоппи если передок хорошо загружен и хорошая резина.

А нужно-ли выжимать сцепление? Я считаю что нужно. В экстренном торможении двигатель будет только мешать торможению по причинам описанным выше. Тратить время на переключение передач неразумно, отвлекаться на обороты тоже.

Собственно сама техника:
Одновременно выжимаем сцепление и задний тормоз, тем самым нагружая перед мотоцикла. через доли секунды, практически сразу-же за этим начинаем выжимать передний тормоз, быстро но плавно, постоянно увеличивая усилие. Чем сильнее тормозим тем больший вес переходит с заднего колеса на переднее, так что не удивительно что в какой-то момент заднее колесо сорвет и оно уйдет в юз. Ничего страшного, тормоз можно не отпускать до полной остановки мотоцикла, а можно и отпустить слегка и восстановить ему сцепление с асфальтом, но при условии что зад не увело в сторону, иначе при восстановлении сцепления может очень хорошо кинуть в сторону, а там и до хайсайда недалеко)

Загружаем перед и только после этого тормозим. Почти одновременно. Никаких длинных пауз. Это аксиома. Это надо постоянно отрабатывать на площадке до полного автоматизма. Чтобы не было такого «Да я вроде знал, а тут чо-то растерялся...».

Ну а про видео. Тут я даже не экстренно тормозил, а просто интенсивно, но по тому-же самому принципу. Тетка выскочила слегка неожиданно)) Больше мне показать нечего так как других ситуаций у меня попросту не было…

Мне хватило один раз разложиться чтобы начать думать над своей техникой и тактикой на дорогах, в результате за один сезон я добился того что у меня не было ни одного экстренного торможения(хотя на площадке постоянно отрабатываю) и всего пару раз тормозил интенсивно. Никаких экстренных и опасных ситуаций, только позитив и спокойствие на дороге)) «Водятлы» перестали существовать как класс, все маневры авто легко читаются. Я не хвастаюсь, просто призываю тоже работать над собой и заботиться о своей безопасности.

Всем удачи и ровных дорог.

P.S. Небольшой совет. Никогда не экономьте на резине, это Ваша жизнь!
Взято с BikePost


Изображение
Аватара пользователя
Fartesq
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 14:17
Репутация: 506

#2 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Fartesq »

Я хз но меня как отморозило - я весьма хладнокровно стал оттормаживатся под конец сезона. Особенно после дтп. Т.е. срывая колеса только в самом конце торможения - когда занос сыграет скорее на пользу чем во вред. Возможно, тут оживает моя политика "убился? ну не чловек и был" (относительно себя)... Посему истерично в тиски не давлю ваще... Да, резко оттормаживаюсь, но я впринципе в жало - езжу "аггрессивно" (относительно адеквата) т.е. поздно но резко начинаю торможение и рано+резко разгон. И у меня ваще отмерла привычка тормозить в тиски.

Да, про "положил".... еслиб я в конце того сезона не положил лиду(а алтернатива быда эксьтренное и снос в юз (в силу опыта, тобишь его отсутствия) с вполне реальным гиппотетическим уходом в лобовое со встречкой) - я бы еблом пробил лобовое. И хз, спас бы меня бу-шный шлем за пару тыр или нет(особенно от перелома шейных позвонков). Туда-же повреждения брюшной полости от удара об руль как альтернатива полету в лобовуху. в общем положить, как бы это не называлось - оно лучше порой... ибо легший на бок мот пойдет продолжать тот вектор по которому упал - если не встретит иных сопротивлений. А вот оттормаживающийся (особенно мот) ожет совершить фееричный финт ушами - например выкинуть пилота нахрен и пойти дальше по прямой не упав) (на ютубе пачка примеров если подборки посмотреть, как народ поймав воблинг вылетает из седла, а мот успокаивается и выравнивается на гироскопе)


Пропердел на Dio: 8000+км... и отперделся (
Racer Stels: 3000+км И перешел на электротягу.
Kugoo S3: 1700км
Kugoo MaxSpeed 13Ah 500W: 4000км
Hot Wolf 15Ah 750W - 80км
Аватара пользователя
SyCode
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 300
Зарегистрирован: 04 янв 2014, 18:24
Репутация: 106

#3 Re: Вопросы по торможению

Сообщение SyCode »

Ну думаю все правильно написал. При штатном торможении я использую и двигатель и передний и задний тормоз. А вообще ,по уму ,если по настоящему опасаешся за свою жинь , то просто доплачиваешь денег и берешь мот с АБС . Это самый лучший вариант сохранить здоровье в критической ситуации. С 2015 слышал все моты будут принудительно с АБС в базе. У меня друг прошлым летом разложился, и все из за того, что променял абс на красивый цвет мотика. Сейчас до сих пор больше всего об этом жалеет... А причина-маленькое пятнышко масла на дороге, которого хватило , что -бы передок пошел на юз. Итог- разбитый годовалый мот z750 и открытый перелом....


Аватара пользователя
Kurgen

Серебрянная задница
Grammar Nazi
Grammar Nazi
Сообщения: 2983
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:39
Награды: 1
Репутация: 1643

#4 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Kurgen »

все из за того, что променял абс на красивый цвет мотика.
[face_palm2]


Брумм Брумм 19000км
Я ездил на автомобиле до того, как это стало mainstream`ом

Не спорьте с 1gog, он всё сотрёт.
Аватара пользователя
artemix

Брильянтовая задница
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 774
Зарегистрирован: 12 дек 2013, 18:51
Награды: 5
Репутация: 964

#5 Re: Вопросы по торможению

Сообщение artemix »

Теперь я свой сильвервинг полюбил еще больше, за продуманность его комби тормозной системы. Левой ручкой жмешь - 100% тормозит зад и 30% перед. Происходит загрузка переднего колеса. А потом жмешь правый рычаг и тормозит перед на 100%. А если все таки уловил, что сорвало чутка в юз, то все отпускаем и начинаем по новой. Или уже можно нажимать прерывисто, имитируя АБС. Разок пришлось так тормозить со 100 км/ч или больше, в городе на литейном. Не знаю можно это назвать экстренным торможением или нет. Но оно было совершено в обрыв ускорению разгона, что бы не вписаться во встречное авто вставшее мне поперек пути.


Аватара пользователя
1g0g
Интересующийся
Интересующийся
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 фев 2014, 23:11
Репутация: 70

#6 Re: Вопросы по торможению

Сообщение 1g0g »

да, комби это хорошо, на скайвее так тоже было,
я так на своём кимке и делаю, только двумя ручками, имитирую АБС :-):
самый лучшй тормоз - это не разгонятся больше чем нужно :-)


ушёл отсюда на <--сайт заблокирован за распространение вредоносного кода-->
Аватара пользователя
Fartesq
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 14:17
Репутация: 506

#7 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Fartesq »

1g0g писал(а):самый лучшй тормоз - это не разгонятся больше чем нужно :-)
Это уже из разряда "волков бояться - в лесу не срать"... если продолжить мысль - то безопаснее в маршрутке ездить... даже безумные хачапури-водятлы реже бьются чем скутера


Пропердел на Dio: 8000+км... и отперделся (
Racer Stels: 3000+км И перешел на электротягу.
Kugoo S3: 1700км
Kugoo MaxSpeed 13Ah 500W: 4000км
Hot Wolf 15Ah 750W - 80км
Аватара пользователя
1g0g
Интересующийся
Интересующийся
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 фев 2014, 23:11
Репутация: 70

#8 Re: Вопросы по торможению

Сообщение 1g0g »

Fartesq писал(а):Это уже из разряда "волков бояться - в лесу не срать"... если продолжить мысль - то безопаснее в маршрутке ездить...
ты не прав, я на машине езжу так же, очень удобно, не превышаешь скорости - нет проблем.
видел тут любителя погонять в начале октября, в луже крови и без двух стоп, надо сказать хорошо отрезвляет "любителей леса" :men:


ушёл отсюда на <--сайт заблокирован за распространение вредоносного кода-->
Аватара пользователя
Sylver

Серебрянная задница Адский отжиг
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03
Награды: 3
Репутация: 2199

#9 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Sylver »

Перефразировали, правильная формулировка: лучший тормоз - в голове.
Думать надо: где можно отжечь, а где и ехать 30 нормально, по городу 70-ти - за глаза и за уши, а не как некоторые 120 и мало.


Изображение
Аватара пользователя
kav
Любитель
Любитель
Сообщения: 25
Зарегистрирован: 18 авг 2014, 16:35
Репутация: 27

#10 Re: Вопросы по торможению

Сообщение kav »

Про тормоз в голове очень правильно.


Аватара пользователя
1g0g
Интересующийся
Интересующийся
Сообщения: 554
Зарегистрирован: 18 фев 2014, 23:11
Репутация: 70

#11 Re: Вопросы по торможению

Сообщение 1g0g »

Sylver писал(а):лучший тормоз - в голове.
:-ok-:


ушёл отсюда на <--сайт заблокирован за распространение вредоносного кода-->
Аватара пользователя
Fartesq
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 14:17
Репутация: 506

#12 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Fartesq »

Sylver писал(а):Перефразировали, правильная формулировка: лучший тормоз - в голове.
Думать надо: где можно отжечь, а где и ехать 30 нормально, по городу 70-ти - за глаза и за уши, а не как некоторые 120 и мало.
Воистину )

Хотя у мня всёравно честные 65 - потолок ))) Я 80 тока пару раз с ветром в спину развивал ))) Да и не тянет меня больше 80 ехать...
А в междурядье редко и 25 то иду, обычно от 5 до 15...


Пропердел на Dio: 8000+км... и отперделся (
Racer Stels: 3000+км И перешел на электротягу.
Kugoo S3: 1700км
Kugoo MaxSpeed 13Ah 500W: 4000км
Hot Wolf 15Ah 750W - 80км
Аватара пользователя
SyCode
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 300
Зарегистрирован: 04 янв 2014, 18:24
Репутация: 106

#13 Re: Вопросы по торможению

Сообщение SyCode »

Я обычно по городу еду 80-90, так чтобы основной поток не догонял, а по трассе 100-115, иногда конечно разгоняюсь, но тогда цель поездки, которую обдумывал все утро ,наступает слишком быстро, а это не есть хорошо. Так что лучше не торопясь.


Аватара пользователя
dim646
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 206
Зарегистрирован: 04 дек 2013, 20:17
Репутация: 122

#14 Re: Вопросы по торможению

Сообщение dim646 »

..............
Изображение


опыт работы с идиотами!
Аватара пользователя
Sylver

Серебрянная задница Адский отжиг
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03
Награды: 3
Репутация: 2199

#15 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Sylver »

Изображение
Положил мот: ___________________________________________________________________________________________________________!!!! Бумз


Изображение
Аватара пользователя
Fartesq
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 1396
Зарегистрирован: 24 апр 2014, 14:17
Репутация: 506

#16 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Fartesq »

огонь, жжоте )))


Пропердел на Dio: 8000+км... и отперделся (
Racer Stels: 3000+км И перешел на электротягу.
Kugoo S3: 1700км
Kugoo MaxSpeed 13Ah 500W: 4000км
Hot Wolf 15Ah 750W - 80км
Oleq
Любитель
Любитель
Сообщения: 98
Зарегистрирован: 14 сен 2015, 02:44
Репутация: 145

#17 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Oleq »

artemix писал(а):Теперь я свой сильвервинг полюбил еще больше, за продуманность его комби тормозной системы. Левой ручкой жмешь - 100% тормозит зад и 30% перед. Происходит загрузка переднего колеса. А потом жмешь правый рычаг и тормозит перед на 100%. А если все таки уловил, что сорвало чутка в юз, то все отпускаем и начинаем по новой. Или уже можно нажимать прерывисто, имитируя АБС. Разок пришлось так тормозить со 100 км/ч или больше, в городе на литейном. Не знаю можно это назвать экстренным торможением или нет. Но оно было совершено в обрыв ускорению разгона, что бы не вписаться во встречное авто вставшее мне поперек пути.
А как сделать комби тормозной системы?удобная вещь....всегда оттормаживаюсь двумя тормазами...


Аватара пользователя
Sylver

Серебрянная задница Адский отжиг
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03
Награды: 3
Репутация: 2199

#18 Re: Вопросы по торможению

Сообщение Sylver »

Нужна гидравлика обоих тормозов и хитрая машинка переднего тормоза от сильвервинга.
Подключаешь два шланга от тормозов к одной машинке и имеешь комби.
Конечно, самый простой вариант - пересесть на сильвер )))


Изображение
Аватара пользователя
DrProf

Серебрянная задница Адский отжиг
Сусанин
Сусанин
Сообщения: 1697
Зарегистрирован: 17 фев 2014, 23:19
Награды: 4
Репутация: 1758

#19 Re: Вопросы по торможению

Сообщение DrProf »

Машинка такая и на Лиде стоит, про остальные не знаю, не имел.


Малокубатурная шелупонь.
Ответить

Вернуться в «Вопросы новичков»