В советской технике, да наверное и в любой другой, все зависит от степени любви владельца к технике.
Какой хозяин - такая и машина...
Много лет ездил на ИЖике, претензий по сцеплению и тормозам не было.
С чем это связано? - ответить не могу, возможно аппарат был хорошо обслужен и настроен (что факт), а может просто сравнить было не с чем.
Сцепление:
Скорее всего его просто давно не регулировали и не обслуживали.
Диски сцепления стираются, как результат, трос надо подтягивать.
В процессе езды и стоянки в трос может попадать влага, смазка со временем густеет и засыхает, результат - сцепление тугое.
Курген не даст соврать (это я про трос газа на лидушке).
Передачи:
Если сцепление выжато не до конца, то конечно коробка будет стучать - это нормально, точнее не нормально и нужна регулировка.
Нейтраль, у меня, всегда включалась на стоящем, а дергают его только для того, чтоб проверить нейтраль ли включилась, т.к. нет датчика нейтралки.
Хотя, возможно, если мотоцикл стоит не на ровной поверхности, то он своим весом давит на шестерни и они не расцепляются, тогда, да, его надо немного покачать, чтоб расцепить.
Если коробка с полуавтоматическим сцеплением, то передачи надо включать не топая по лапке, а плавно её нажимая и отпуская, т.к. в процессе нажатия выжимается сцепление.
Тормоза:
Да, по сравнению с дисками они ватные и никакие, но опять же претензий, что они не тормозят у меня не было.
Ездил, в основном, по гравийке и легко отправлял в юз обоими колесами на маленькой скорости.
Как то так....