Помогите настроить вариатор

Заряжаем свою лайбу
Ответить
Аватара пользователя
Tony_B
Любитель
Любитель
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 09 окт 2021, 00:12
Репутация: 10

#1 Помогите настроить вариатор

Сообщение Tony_B »

Приветствую, уважаемые форумчане! Нужна ваша помощь в настройке вариатора.

Имеем 2т скутер (1e40qmb), поршневая 75сс, вариатор dlh, ответка koso, ремень dlh 792х16.6, торк сток с прямыми дорожками (сам пилил дорожки), пружина торка - сток, сцепление 3-х колодочное, пружины сцепления синие из набора dlh, жестче стоковых, грузы 5 и 6гр через один.

Проблемы две - вяло трогается с места, обороты низкие. Как тронулся - выходит на хорошие обороты (по жопомеру) и идет ровный разгон на этих оборотах засчет вариатора, до 55, далее засчет повышения оборотов до 70 (это максималка, и это вторая проблема). Разгон без провалов, мощность устраивает, динамика при перегазовках тоже неплохая. Задача сделать старт более резким и увеличить максималку. Стантить я не собираюсь на нём, старт хочется просто адекватный. Бывает где-то в пробке надо резко проскочить, а он тупит как зараза, чуть ли ногами надо подталкивать...

Изучал матчасть, трансмиссию настраивал сам, и смог добиться только приемлемой динамики и ровной работы вариатора, но вот со стартом и максималкой не заладилось.
Изначально ремень лежит на втулке спереди, но сзади на шкивах не на максимальном радиусе - не доходит где-то 5мм. Если поставить отметки маркером на шкивах спереди и сзади, то видно что спереди ремень не выходит на максимум те же 5мм, при этом сзади он уже ложится на бортик торкдрайвера (до втулки не доходит, мешает этот бортик). При этом смыкание щек переднего шкива и вылет грузиков позволяют вытолкнуть ремень на самый верх.

Вопросы:
1. нужен ли более длинный ремень? Какой? Это частично должно решить проблему с вялым стартом и максималкой? Либо лучше оставить ремень такой, а заменить торкдрайвер, чтобы был без бортика? Тогда в теории на оборотах ремень ляжет сзади на втулку, а спереди выйдет на максимум. Но опять же это даст максималку, но не отменит тот факт, что ремень в покое спереди лежит на втулке, а сзади не доходит до максимума. А нормальный старт мне всё равно важнее, чем максималка. Этот бортик - душилка, или конструктивная особенность? На хондовских шкивах никогда не видел такого бортика, а на стелсах, ямахах есть.
2. еще один момент - на крышке вариатора изнутри в одном месте (в самой узкой части, там где впадина на крышке) видны явные следы контакта ремня с ней. Но видно что контакт не сильный, т.к. крышка не протерта, надписи на ремне не стерты, просто это место регулярно полируется ремнем. Почему это может происходить? Боюсь, что более длинный ремень будет еще больше тереться об неё. Это плохо или не страшно?
3. что делать со стартом, помимо ремня (либо торкдрайвера)? Может быть пружины сцепления нужно более жесткие, или пружину торка, или и то и другое? Где-то читал, что пружины сцепления должны быть мягче (по оборотам) чем пружина торка, т.е. типа если пружины сцепления синие, то пружина торка должна быть желтой, и т.д. Это верно? Если пружины сцепления жестче чем пружина торка, могут быть такие симптомы, как у меня?
4. что нужно иметь в арсенале для грамотной, а главное быстрой настройки вариатора?
Несмотря на начитанность и общее понимание принципа работы вариатора, всё рано не очень силен в матчасти. Век живи, век учись как говорится. Если у кого есть что почитать на эту тему - прошу поделиться ссылками. Евгения Матвеева, Tuning Zone, Samodel смотрел.


Аватара пользователя
Sylver

Серебрянная задница Адский отжиг
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 4677
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03
Награды: 3
Репутация: 2199

#2 Re: Помогите настроить вариатор

Сообщение Sylver »

Приветствую, по 1е40 у меня опыта нет, я на 139 тренировался, но механика там одинаковая.
Конкретного рецепта я не дам, да и никто не даст, это только методом проб и ошибок в применении конкретно к твоему мотору.
Проблема вялого старта решается поднятием оборотов на трогании, чтоб сцепление сработало на более высоких оборотах и движку было легче вытащить.
Получается, что тебе необходимо поставить пружины торка еще жестче, но это влечет за собой другие последствия.
Вариатор может начать раскрываться раньше, т.к. подняли обороты трогания, соответственно надо менять и пружину торка и/или облегчить груза вариатора.
Т.к. ремень изначально коротковат (по твоему описанию) то начать наверное надо с него, попробуй найти ремешок подлиннее. Замена ремня должна немного улучшить ситуацию, т.к. изменится передаточное в большую сторону и обороты торка по отношению к двигателю немного упадут, возможно этого будет достаточно для более бодрого старта, а может и нет.

Все это цепляется одно за другое, по этому и нет универсального рецепта, только компромисс между твоими желаниями и тем что получилось :mi_ga_et:


Изображение
Аватара пользователя
Tony_B
Любитель
Любитель
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 09 окт 2021, 00:12
Репутация: 10

#3 Re: Помогите настроить вариатор

Сообщение Tony_B »

Спасибо большое за ответ! Абсолютно всё оказалось прямо в точку. Вчера занимался вариатором. Предварительно почитал твою статью про настройку трансмиссии viewtopic.php?t=6 и еще некоторые материалы. По ним еще раз всё перепроверил.
Оказалось, ремень таки не лежал на втулке переднего шкива в спокойном состоянии. Настроечные шайбы решили проблему, и ремень почти вышел на максимальный радиус сзади. Но недоход спереди на оборотах остался. Причина не только в длине, но и в ширине ремня - он немного износился, был 16,6, стал 16. Всё таки нужно подобрать более подходящий и качественный ремень. В этом мне так же поможет твоя статья о вычислении длины ремня: viewtopic.php?f=27&t=1221 Статьи отличные, спасибо!

Так же выяснилось, что нормальная длина пружины торка - плюс/минус 110мм, а моя была 70мм... Это она настолько просела. Как я раньше не замечал очевидного износа пружины - загадка. Решено было поставить желтую малосси, т.к. двигатель с увеличенным объемом поршневой. Пружины сцепления оставил синие. Вес грузиков так же был увеличен - 6 и 7гр через один. Результат сразу налицо - провал при старте пропал, старт очень адекватный, достаточно резкий, вариатор теперь работает идеально ровно от старта до 60, дальше разгон до тех же 70 км/ч засчет увеличения оборотов двигателя, но это уже проблема ремня. Результат меня полностью устраивает.

Еще я сравнил то, как вариатор работал до замены пружины, и как стал после - и оказалось что у меня сильно буксовал ремень из-за прослабленной пружины торка. Раньше я на знал, как это понять - проскальзывает ремень или нет. А оказалось очень просто. Симптома два - когда на средней скорости даешь газу - обороты двигателя увеличиваются непропорционально увеличению скорости, т.е грубо говоря, как будто вы ехали на третей, а включили первую. Второй признак - очень много черной пыли под крышкой вариатора. Следы от ремня на крышке - тоже признак слабого его натяжения. Он просто провисает при определенных режимах и цепляет крышку. После замены пружины контакт ремня с крышкой исчез.

Всё это принесло мне новые знания и опыт в настройке трансмиссии. По сути это не так сложно, если четко понимать как это работает, а главное как один элемент связан с другим - а в вариаторе оказалось абсолютно всё взаимосвязано.

По поводу инструмента - для быстрой и точной настройки вариатора, я считаю, необходимо иметь хорошие съемники, чтобы быстро откручивать шкивы (тут индивидуально для каждой модели), обязательно набор настроечных роликов для подбора оптимального веса, набор настроечных шайб для подбора оптимальной длинны втулки переднего шкива, желательно набор пружин сцепления - стандартные, белые, синие, желтые, красные. Так же необходимо знать номинальную длину пружины торка - для двигателя 1e40qmb или любого типа минарелли это 100-115мм. Исходя из этого можно видеть, просела пружины или нет. Вместо стандартной, можно ставить белую, она почти такая же, как стандартная по жесткости. Если мотор имеет большую кубатуру, чем в стоке - подойдет желтая. Выше желтой - уже для хорошо заряженных моторов, имхо. Либо для станта. Еще не помешает универсальный индуктивный тахометр, для лодочных моторов например, типа ТС-011. С его помощью можно наглядно видеть, правильно ли работает трансмиссия, опираясь на значения максимального крутящего момента двигателя, а так же видеть правильно ли работает сцепление.

Спасибо форуму и ув. Sylver за ответ и отличные статьи! Обязательно заведу тут у вас свой бортжурнал :)


Аватара пользователя
Sylver

Серебрянная задница Адский отжиг
Член клуба
Член клуба
Сообщения: 4677
Зарегистрирован: 03 дек 2013, 11:03
Награды: 3
Репутация: 2199

#4 Re: Помогите настроить вариатор

Сообщение Sylver »

Рад, что помог разобраться.
Отдельное спасибо за длиннопост :mi_ga_et:


Изображение
Ответить

Вернуться в «Тюнинг»