Страница 1 из 1

#1 Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 03 дек 2013, 13:58
Sylver
Содержание:
1) Зачем это надо?
2) Куда прикрутить?
3) Как подключить?
Изображение
Изображение
Вот и я решил немного написать, может кому и пригодится
Можно сколько угодно рассуждать о необходимости или бесполезности данных приборов на мопеде (буду так его называть, для большей универсальности), но практически все тюнеры ВАЗов и иномарок, пытаются и ставят себе дополнительные измерительные приборы.
Давайте немного разберем плюсы от установки каждого прибора в отдельности.
Вольтметр:
Во-первых, это контроль за напряжением в бортовой сети, как при заглушенном, так и при заведенном моторе. Вольтметр позволяет определить напряжение на аккумуляторе и, что немаловажно, падение напряжения при включении электростартера двигателя. Эти две величины дают очень большое количество информации о состоянии аккумуляторной батареи. Рассмотрим простой пример: при включении зажигания вольтметр показывает 12,5 В, что нормально для аккумулятора, но при включении стартера напряжение падает до 9 – 10 В, это говорит о том что аккумулятор «подсажен» т.е. требует зарядки. Из этой ситуации можно сделать несколько выводов:
- если установлен обслуживаемый аккумулятор (что теперь редкость), то требуется контроль плотности электролита и его зарядка.
- если на мопеде установлена сигнализация и аккумулятор заведомо в хорошем состоянии, то сигнализация слишком много кушает, необходима установка более ёмкого аккумулятора для её надёжной работы.
- если раньше с аккумулятором и сигнализацией все было хорошо, то подошел срок замены аккумулятора, он просто потерял свою ёмкость (причин может быть масса, как осыпание пластин или изменение консистенции наполнителя).
Амперметр:
Амперметр позволяет контролировать заряд/разряд аккумуляторной батареи. Это так же не маловажная информация при эксплуатации техники, тем более что сейчас появились мопеды (мотоциклы) не оборудованные кикстартером, если допустить разряд батареи, то потом завести мопед без «прикуривания» - невозможно. Так же амперметр позволяет контролировать работоспособность таких важных узлов как генератор и реле регулятор. Наблюдение на амперметре отрицательного тока, при заведенном двигателе, однозначно говорит об одном - потребление тока бортовой сетью больше, чем вырабатывает генератор, недостаток мощности генератора берет на себя аккумулятор. А вот причин, может быть две: либо включено слишком много потребителей (например включен ближний/дальний свет и установлены авто лампы на 55/60 Вт, или мощная акустика), или неисправна система зарядки аккумулятора (генератор и/или реле регулятор).
Для установки на мопед можно использовать практически любые приборы измерения, как цифровые, так и аналоговые. Сейчас большую распространенность получили цифровые приборы (вольтметр/амперметр), их плюсами являются: компактность, точность, но они не лишены и своих минусов: ограниченный диапазон (иногда), и меньшая инертность (плохо читаются показания при резких изменениях параметра), на мой взгляд, более удобными для использования являются авто приборы от машин российского производства (ВАЗ, УАЗ, ГАЗ).
Теперь, немного пройдемся по схеме подключения этих приборов.
Вольтметр, можно подключить практически в любом месте проводки мопеда, учитывая одно условие – напряжение в месте подключения, должно появляться после включения зажигания (это снизит нагрузку на аккумулятор во время длительного простоя), и до старта двигателя (это гарантирует, что мы измеряем постоянное напряжение от аккумулятора).
С подключением амперметра, все несколько сложнее. Зная, из курса школьной физики, что амперметр включается в разрыв цепи, требуется учитывать то, что через амперметр потечет весь ток (потребляемый и вырабатываемый) бортовой сети. Для большего понимания, немного углубимся в устройство. Чаще всего, авто амперметр, представляет из себя, калиброванный шунт (такая железка, у которой на заводе точно измерили сопротивление) и вольтметр измеряющий падение напряжения на нем. Смотри схему на Рисунке.
Изображение
Ш - Шунт (на схеме rш - сопротивление шунта)
А - Амперметр (на схеме rа - сопротивление амперметра)
Н - Нагрузка
Из этого следует, что возможны два варианта установки:
- разобрать амперметр, вытащить шунт (это такая металлическая пластинка между контактами) после чего шунт установить в разрыв толстого провода (какого? – немного попозже), а оставшийся стрелочный прибор, тоненькими проводами вывести в нужное место (шунт от другого прибора использовать нерекомендуется - велика вероятность погрешности измерений).
- не разбирая амперметр, толстыми проводами (сечение медного провода на ток до 10А, примерно, 4 кв.мм.) подключаем в разрыв толстого провода (какого? – немного попозже) от аккумулятора, и выводим в необходимое место.
Первый вариант, предпочтителен, как более безопасный, и не требующий прокладки длинных, толстых проводов.
Теперь настала очередь толстого провода .
Не буду строить из себя гуру по авто/мопедной электрике. Я пересмотрел большое количество электросхем скутеров в запросе по яндексу, и пришел к выводу, что в подавляющем большинстве случаев, от положительной клеммы аккумулятора идет два провода, первый – толстый без предохранителя (на реле стартера), и второй с предохранителем (на все остальные потребители). Согласно рекомендации по установке амперметра: Амперметр следует устанавливать в разрыв цепи между генератором и потребителями, исключая цепь стартера. Таким образом делаем вывод, что нам необходим провод от положительной клеммы аккумулятора с центральным предохранителем.
Изображение
Для качественного (а другое тут не приемлемо) соединения потребуется разрезать провод (с предохранителем) и на его обрезанные концы закрепить клеммы и заизолировать, например термоусадкой.
Изображение
Клеммы для крепления.
После всех манипуляций, должна получиться, примерно такая схема.
Изображение
В - вольметр
А - амперметр
АКБ - аккумуляторная батарея
Пр - предохранитель
Ст - стартер
Ш - шунт
Я сознательно опустил подробности схемы, нарисовав только одну лампочку, подразумевая под ней все энергопотребители скутера.

P.S. Сочетание амперметра и вольтметра дает возможность определить практически любую неисправность в системе электроснабжения.
http://www.drive2.ru/communities/remontVAZ/blog/259777/

#2 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 00:55
Oleq
Изображение
слева у переключателя Б/Д вольтметр справа температура масла...на спидометре лампочка -давление масла....нужные штучки и недорого..

#3 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 09:27
Sylver
Где цифровые приборы покупал?

#4 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 10:47
Oleq
http://www.12v.ru / Каталог / Автоэлектроника / Торговая марка "СОВЕТ Автоэлектрика" / НЕ РЕКЛАМА!!!

Изображение
Изображение
отдельно покупать надо там же ....вставляешь датчик и заливаешь термоклеем...я залил эбоксидкой

#5 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 11:09
Sylver
Нашел
http://www.12v.ru/site.xp/0540480561240 ... 56124.html
и ценник адекватный
Только Диапазон измерений -55...+125°C узковат будет.
Хотя у меня за 130 и не зашкаливало никогда, а рабочая в районе 110 держалась.
Надо брать )))

Только датчик я использую от ТАЗа,
  • во-первых, он идеально подходит по резьбе;
  • во-вторых, ничего не надо заливать,;
  • в третьих, можно купить разъем под него и не париться с подключением проводов;

#6 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 11:26
Oleq
от таза лучше будет если подойдет...надо пробовать что легче и лучше то и поставить... у меня выше 90 температура не поднимается (радиатор все -таки делает свое дело) а вот на флеше чувствуется что температура высоковата.... там на сайте много всяких интересных штучек ...много на машину чего поставил...качество нормальное цены тоже ...доставка на пункты самовывоза ,оплата при получении ...вообщем то удобно...
Изображение

#7 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 16:53
Sylver
Тут я описывал как устанавливал датчик на АВМ Торнадо.
Только фотка самого датчика потерялась где-то.

#8 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 20:22
Oleq
Изображение

Изображение

Изображение
на ирбисе рзр нет места под тазовские приборы выбор пал на такие вполне компактные приборы...

#9 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 20:31
Sylver
На Торнадке тоже места не было, пришлось колхозить.
А как у тебя датчик давления масла сделан?

#10 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 21:58
Oleq
Изображение

Изображение
Изображение
на проставке фильтра Тазовский контрольный датчик стоит и на лампочку ...лампочка тухнет при давлении 0.5...теперь давление под контролем...проставка подключена в магистраль на радиатор масляный ...можно и стрелочный поставить -датчик двойной надо ,сразу не нашел ...практика показала что и этого достаточно...
Изображение
вот такой нужен

#11 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 20 сен 2015, 22:02
Oleq
лампочка на спидометре -пустой глазок шел(на 2тактниках там уровень масла загорается)
Изображение здесь на фото провод еще не подключен

Изображение

#12 Re: Установка вольтметра и амперметра на скутер.

Добавлено: 18 дек 2015, 15:26
Bekar
Пожалуй подниму эту тему, потому как нравятся мне всякие штуки с цифрами контроллерами и т.д.
Бортовой компьютер для скутера
Изображение
Установил себе тазовский контроллер БК-08, по нажатию кнопки показывает напряжение, обороты двигателя, температуру крышки клапанной коробки (удобнее всего датчик закрепить), и время в пути, если не полениться выставить его перед началом поездки. В целом устройством доволен, за год эксплуатации никаких нареканий. Используется, в основном когда скутер стоит, в качестве индикатора для диагностики. Пару раз сильно выручил этот приборчик, когда двигатель не хотел заводиться было подозрение на отсутствие импульсов от датчика зажигания я переключился в режим тахометра и убедился что импульсы идут при включённом стартере 300 об/мин отображается.
Изображение
Напряжение на аккумуляторной батарее немаловажный параметр на различных режимах, опять же наличие зарядки 14,4В штука нужная.
Температура для общего понимания вещей тоже полезна. Рабочая температура 72-82 град достигается летом через 15 минут активного движения в транспортном потоке.
Изображение
Сразу после выкл. зажигания увеличивается до 95 град потому что крыльчатка не крутится охлаждения нет.
Изображение
Изображение
Чтобы поставить такой вроде нехитрый прибор пришлось напрячься слегка, ну во-первых нужно было обеспечить разъемность электрических соединений чтобы в случае какого либо форс мажора разъем выдернул и всё. Второе обеспечение надежной работы устройства в любую погоду ну и удобство пользования. Место установки выбрал чтобы девайс спрятать под пластик как можно больше. Поэтому кнопки пришлось вынести отдельно, что в общем-то не сложно сделать.
Изображение
Пластик резал лобзиком предварительно разметив овал по передней части прибора. Провода стяжками притянул к раме. Шестиконтактный разъем, отлично вписался около коммутатора CDI. Чтобы БК-08 не сажал батарею, когда зажигание выключено, поставил кнопку on/off потому как в дежурном режима 45мА это многовато будет.
Изображение
Всё остальное процесс установки и конечный результат на фотографиях видно.